8 495 540 43 40
8 800 333 02 35
г. Москва, Ленинградское ш., д. 38
Заказать звонок
Банковская гарантия от 1%
Онлайн обучение
торгам от 599 рублей
Страхование
застройщиков
от 0,8%
Электронно-цифровая
подпись от 3 499 рублей
Главная    >    Новости    >   

Кто проверит сверхдорогие госзакупки

04 октября

12.09.2012 Кирилл Степанов, директор департамента развития Федеральной контрактной системы Минэкономразвития:

Впервые о необходимости публичного обсуждения сверхдорогих госзакупок было заявлено еще зимой. 30 января Владимир Путин опубликовал статью «О наших экономических задачах», в которой подчеркнул, что крупные закупки свыше 1 млрд руб. должны проходить процедуру обязательного публичного обсуждения. Соответствующие положения позже были включены в указ президента от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Сейчас система обсуждения крупных закупок находится еще в стадии становления. И именно в этот момент многие участники госзакупочной отрасли пытаются перетащить одеяло на себя. В частности, существует мнение, что было бы целесообразно проводить общественное обсуждение крупных закупок в формате парламентских слушаний и на них приглашать закупщиков, опубликовавших столь крупный лот.

Впрочем, такая конструкция «прогибается» под тяжестью статистических цифр. Только с 1 января 2012 года на сайте опубликовано более 180 закупок с ценой более 1 млрд руб. Трудно представить, чтобы все они выслушивались и анализировались в Госдуме на отдельных слушаниях. У депутатов просто не хватит времени.

В Минэкономразвития предлагают альтернативный вариант «миллиардного краудсорсинга». 12 марта на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru стартовала «пилотная» система общественного обсуждения — на специально созданный раздел мог зайти каждый желающий. Чтобы «неравнодушным» было легче ориентироваться, на главной странице был вывешен список всех контрактов свыше 1 млрд руб.

В развитие «пилотного» проекта Минэкономразвития подготовило Порядок общественного обсуждения крупных закупок, при разработке которого были учтены предложения общественности, представителей бизнеса, органов исполнительной власти. Отныне процедура общественного обсуждения стала двухэтапной.

Первый этап — дистанционное обсуждение заказов на форуме официального сайта. Причем принять участие в дискуссии может каждый, вне зависимости от страны проживания и «причастности» к госзакупке. Ответить на вопросы представитель заказчика должен максимум за два дня. После того как все вопросы были заданы, а ответы на них получены, заказчик формирует промежуточный протокол общественного обсуждения, который направляется в ФАС (антимонопольное ведомство вправе по итогам анализа информации провести проверку) и размещается на официальном сайте.

Для удобства пользователей мы осуществили доработку функционала сайта. На главной странице размещен красочный баннер, приглашающий в раздел форума, на котором проводится общественное обсуждение крупных закупок. Обеспечен быстрый переход по ссылкам со страницы форума в конкурсную документацию. Все желающие могут заполнить анкету, которая помогает выразить свое видение целесообразности закупки и обоснованности ее цены. Для заказчиков опубликовано руководство по использованию функционала сайта при проведении процедуры общественного обсуждения.

Второй этап — своеобразная очная ставка. Заказчик обязан разместить объявление о времени и месте проведения публичных слушаний и направить по электронной почте приглашения принять участия в публичных слушаниях всем желающим. На заседание могут прийти также представители контролирующих органов, депутаты и все, кому тема сверхкрупных закупок интересна.

По итогам публичных слушаний заказчик может принять одно из двух решений: о продолжении торгов или внесении в документацию о торгах изменений. Это решение фиксируется в итоговом протоколе обсуждения, который также размещается на официальном сайте.

С 10 августа обязанность общественного обсуждения крупных закупок возложена только на федеральных заказчиков. Для региональных и муниципальных проведение процедуры общественного обсуждения — пока что только рекомендация.

Главная проблема на пути к краудсорсингу сверкрупных закупок — отсутствие четкой системы планирования закупок. Так, в соответствии с законом №94-ФЗ единственным документом, который обязаны разрабатывать заказчики и который содержит сведения о предстоящих закупках, является план-график размещения заказов. И все! А ведь это документ, который должен помогать участникам рынка ориентироваться в спросе на определенные товары, работы и услуги. Сейчас же по своему содержанию планы-графики недостаточно информативны: они содержат только обобщенные сведения о предмете торгов. А официальные документы, например техзадания, сметы, проекты, определяющие объект закупки, появляются только на этапе опубликования извещения о торгах на официальном сайте.

Впрочем, с вступлением в силу законопроекта о Федеральной контрактной системе (в рамках которой Минэкономразвития и предлагает развивать систему общественного обсуждения) ситуация урегулируется: будет введена стадия прогнозирования и планирования закупок, которая позволит начинать обсуждение крупных закупок на более ранней стадии. Кроме того, обязанность общественного обсуждения крупных закупок будет распространена на всех заказчиков.

Минэкономразвития посредством официального сайта внимательно следит за тем, как федеральные заказчики выполняют поручение правительства, а региональные заказчики прислушиваются к данным им рекомендациям. Соответствующая информация будет докладываться в правительство.

http://www.rbcdaily.ru