8 495 540 43 40
8 800 333 02 35
г. Москва, Ленинградское ш., д. 38
Заказать звонок
Банковская гарантия от 1%
Онлайн обучение
торгам от 599 рублей
Страхование
застройщиков
от 0,8%
Электронно-цифровая
подпись от 3 499 рублей
Главная    >    Новости    >   

Заказ на закон

12 апреля

Начальник экспертно-аналитического отдела комитета госзаказа правительства Хабаровского края Константин Кулумбегов вчера заявил «Ъ», что действующий закон №94-ФЗ имеет существенные недостатки, но принятие совершенно новой контрактной системы может осложнить работу уполномоченным органам и заказчикам. «Существует огромный пласт практики, наработанной арбитражными судами всех инстанций за время существования Федерального закона № 94-ФЗ. Сегодня, отменяя этот закон, мы исключаем этот пласт и начинаем с чистого листа, как слепые котята. Если будет принят вариант, предложенный ФАС, то при добавлении определенных блоков базовая составляющая нормативного регулирования сферы госзакупок останется прежней»,— подчеркивает господин Кулумбегов.

Принять закон о ФКС президент Дмитрий Медведев, напомним, поручил еще в марте 2010 года, позже сроком принятия закона был определен июль 2012 года. Разработкой проекта занялись в Минэкономразвития и ФАС. Изначально концепции модернизации системы госзакупок двух ведомств имели принципиальные различия. Министерство предлагало отменить Федеральный закон №94-ФЗ и принять новый, ФАС настаивала, что в существующий закон нужно лишь внести некоторые «правки», например, добавить в него сферу планирования и исполнения заказов (сегодня закон регулирует только сферу размещения заказа). Финальная версия законопроекта о ФКС была представлена Минэкономразвития в феврале, но ФАС по-прежнему отстаивает свое видение законопроекта, при этом закон, который по поручению Дмитрия Медведева должен быть принят до 1 июля, до настоящего времени в Госдуму не внесен.

По словам Константина Кулумбегова, в совершенствовании нуждается нормативная база закона, которая не имеет однозначной интерпретации и зачастую провоцирует разночтения. «Эти нормы изначально допускают вину заказчика. Наш комитет готовит обзор арбитражной административной практики для краевых и муниципальных заказчиков. В 50% случаев мы отслеживаем диаметрально противоположные решения судов разных субъектов, когда предмет иска идентичен. В одном случае суд решает, что заказчик прав, в другом — что прав антимонопольный орган»,— пояснил Константин Кулумбегов. «Мы хотим, чтобы оболочка закона была максимально проста для восприятия. Ввод этапов планирования и контроля закупок сопровождается дополнительными требованиями — это усложняет и в отдельных случаях излишне бюрократизирует процедуру покупки», — подчеркнул он.

Представители дальневосточного бизнеса считают, что закон о госзакупках «лучше доработать», оставив основу. «В нем есть противоречия, нужно сделать работу над ошибками и донастроить компоненты. Есть недобросовестные элементы со стороны участников рынка, которые демпингуют порой — предлагают участникам торгов или конкурсов за вознаграждение снять свое участие. Остаются моменты, когда недобросовестно себя ведут и чиновники, используя механизм лоббирования»,— говорит председатель хабаровского краевого отделения «Опоры России» Сергей Мазунин. Что касается сроков принятия закона, господин Мазунин полагает, что процесс обсуждения закона о ФКС требует времени. «В этой сфере пересекаются разные группы интересов, даже у органов власти мнения различные»,— отметил он. Закон может быть принят поспешно, допускает он, но депутаты от «Опоры России» будут отстаивать позицию организации при рассмотрении законопроекта в Госдуме.

Эксперты считают, что принятие закона о ФКС позитивно скажется на процедуре госзакупок. Аналитик «Инвесткафе» Олег Малкин полагает, что «новая система, безусловно, выглядит значительно лучше старой». «Она предоставляет большие возможности для контроля в ходе всего процесса закупок. В связи с этим федеральная контрактная система позволит более рационально использовать бюджетные средства и перекроет многие коррупционные каналы»,— говорит господин Малкин.

Как отмечает эксперт, «в новом законе также достаточно лазеек». «Теперь для госзакупок могут применяться восемь процедур госзаказа, но при этом не установлено, в каких случаях применяется та или иная. Заказчик вправе выбирать ее самостоятельно, но при этом отсутствует определение твердой цены, следовательно, он сможет изменять стоимость контракта. Кроме того, закон не устанавливает требований к участникам. Заказчик может предъявить к участникам любые квалификационные требования, что может серьезно ограничить конкуренцию»,— рассказывает Олег Малкин. По его мнению, принятие нового закона редакции ФАС «на практике приведет к появлению «министерства госзакупок», как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях».