8 495 540 43 40
8 800 333 02 35
г. Москва, Ленинградское ш., д. 38
Заказать звонок
Главная    >    Новости    >   

Антимонопольное ведомство становится активным игроком на пермском рынке госзакупок и инвестиционных проектов

05 июня

Пермское УФАС в первой половине 2013 года вошло в число главных ньюсмейкеров Прикамья. Антимонопольное ведомство заблокировало несколько конкурсов на миллиарды рублей, в которых было отмечено нарушение законодательства. В ряде случаев внимание к нарушениям было привлечено публикациями на «URA.Ru». Особое впечатление на УФАС произвёл полностью сбывшийся прогноз нашего издания по конкурсу на обслуживание пермских дорог, где «нужным» людям ушли все 4 млрд рублей. Как гарантировать победу в конкурсе «правильной» компании и что будет, если организаторов такого конкурса-договорняка поймают – в материале «URA.Ru».

Все как с цепи сорвались. Доходы бюджета падают, расходы растут, денег на всех не хватает. Понятно, что в такой ситуации бизнесу особенно важна близость к властям. Если быть точнее – к тем, кто организует и проводит конкурсы по госзаказам. У многих не хватает сил безропотно смотреть, как более удачливые конкуренты пилят бюджет. В итоге пермский УФАС не успевает проверять жалобы по конкурсам, многие из которых отслеживаются на федеральном уровне. Например, конкурс по отбору инвестиционного проекта реконструкции пермского аэропорта. Напомним, что «URA.Ru» тогда предсказал победу структуры Вексельберга «Кольцово Инвест» и участие в этом губернатора Прикамья. Как же удивились в ФАС РФ, когда узнали, что организаторы отбора ГКУП «Пермские авиалинии» (11 марта реорганизовано в ОАО «Международный аэропорт Пермь») и краевой минтранс «забыли» указать в конкурсной документации, что победитель получит права на владение и пользование аэропортом.

«Странно, проводился конкурсный отбор ОАО «Международный аэропорт «Пермь», а меморандум с инвестором у нас заключается правительством Пермского края. Не могу понять и закон, которым руководствуются при передаче имущества и акций аэропорта. Наша однозначная позиция заключается в том, что если инвестиционный меморандум предполагает передачу прав на имущество или акции аэропорта Пермь, то его подписание незаконно», – заявил руководитель пермского УФАС Антон Удальёв.

Второй лакомый конкурс, в котором победила структура «Реновы» компания «Кортрос», касался инвестиционного проекта застройки 179 участка в самом центре Перми. Здесь кроме «Кортроса» никто даже на конкурс и не пришёл. Предложенный проект был одобрен конкурсной комиссией и, в соответствии с конкурсной документацией… принят к реализации.

«На майском заседании ЗС депутаты не зря критиковали создание подконтрольных государству ОАО для реализации масштабных инвестиционных проектов. В случае с 179 участком чиновники умудрились дословно переписать устав ОАО «Пермагростройзаказчик» полномочия ряда министерств и правительства. То есть сейчас частная по своей сути контора, будучи хозяйствующим субъектом, наделена функциями краевого правительства. Это недопустимо. Как только с «Кортросом» заключат инвестиционное соглашение, мы сразу обратимся в суд», – пояснили в пермском УФАС.

Контракты на строительство и содержание дорог – клондайк для УФАС, планирующего провести тотальную проверку госзакупок в этом секторе. Два конкурса – краевой и городской – состоялись соответственно зимой и весной этого года. И оба отмечены совершенно одинаковыми нарушениями. Как «убрать» лишнего конкурента, «URA.Ru» рассказал Антон Удальёв.

«Вы писали про городской аукцион на обслуживание дорог, и все ваши прогнозы сбылись. Я уверен, что ваша информация была получена либо из самой администрации, либо из думы, где есть депутаты-владельцы дорожно-строительных компаний, либо от самих подрядчиков. Как они могут быть так уверены? В конкурсной документации есть так называемые заточки – пункты, которые лишние участники гарантированно не выполнят. Вот типовая схема, которую использовали на двух конкурсах на содержание дорог в крае и городе, обе, кстати, на 4 млрд рублей. Впрочем, этим занимаются все заказчики. Берём, например, асфальтобетонную смесь. Указываем три характеристики. Первая – от 1 до 10 единиц измерения, вторая – не ниже 20, третья – лучше III сорта. Подрядчику нужно попасть в эти диапазоны. Вот вы считаете, какой сорт лучше третьего? Второй? А почему? Конкурсная комиссия, например, уверена, что четвертый. А, может, и пятый. Попробуйте угадать. Часто заказчики пользуются тем, что подрядчики просто слабо изучают конкурсную документацию. Они к указанным параметрам добавляют требования какого-либо ГОСТа. Вы указали по нашим трем позициям – 5, 22, 2-й сорт. А в ГОСТе сказано, что для 5 соответствует только 21 и сорт 1. Всё, отсеялись».

В последнее время УФАС сталкивается с особым цинизмом, когда конкурсная комиссия требует от подрядчиков, чтобы те в своих заявках заранее описывали схемы обхода 178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Но история с краевым дорожным конкурсом потрясла даже видавших виды антимонопольщиков. Там документацию одного участника забраковали, потому что он вместо слова «миллиметров» написал сокращенно «мм». Но при этом «нужная» фирма победила несмотря на то, что в документах тоже указала миллиметры в сокращенном написании. «Как так?!» - ответа на этот вопрос у конкурсной комиссии нет до сих пор. Из семи лотов на краевые дороги УФАС успела заблокировать два. По одному до сих пор идёт суд, по второму «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края с зимы не может написать новую конкурсную документацию. Итоги городского конкурса УФАС опротестовало в полном объёме. Победители не смогут заключить договоры, и торги пройдут снова.

Ситуацию с конкурсами по госзаказам наблюдатели описывают примерно одинаково: пауки в банке. «Помимо бюджетного дефицита сильно сказывается перераспределение финансовых потоков, вызванное появлением варягов. Ряд пермских структур продолжает оказывать им серьёзное сопротивление, для них это вопрос выживания. УФАС при таких вводных данных автоматически становится как минимум инструментом в конкурентной борьбе, как максимум – ее активным участником. До конца года мы еще не раз столкнемся со скандалами вокруг госзакупок и инвестиционных проектов, связанных с госсобственностью», - уверены эксперты.

www.forum-goszakaz.ru